Сооснователь компании ACT, многопрофильного системного интегратора и поставщика корпоративных ИТ-сервисов, Андрей Хмелинин рассказал о том, что ждёт ИТ-рынок России в ближайшем будущем, какие ИТ-специалисты сегодня востребованы, что нужно молодой компании, чтобы войти на рынок и стать конкурентоспособным и как заработать репутацию в этом бизнесе.
Основная черта предпринимателя– толерантность к неизвестности
Основная черта предпринимателя – толерантность к неизвестности. Кроме того, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать рынок. Предприниматель постоянно находится в состоянии принятия решения. С одной стороны, это врожденная черта, с другой – определенный полученный жизненный и профессиональный опыт. Конечно, состояние постоянного стресса не для всех. Поэтому готовность к стрессу и стрессоустойчивость очень важны для любого предпринимателя. Я пошел в школу в 1985 году, когда началась перестройка. С ранних лет видел, как в стране создаются кооперативы, появляются предприниматели, развиваются бизнесы, а, когда заканчивал школу, в стране уже вовсю работали ИТ-компании, банки, полным ходом шла приватизация. Появилось много положительных примеров, которым можно было следовать. Потом я поступил в МИФИ, учился на инженера-математика, разработчика информационных систем. В то время большинство студентов начинали работать рано, как правило, со второго-третьего курса все уже были где-то заняты. Я тоже стал работать программистом в небольшой международной компании, потом в институте, где учился. Получил первый неудачный опыт в самостоятельной организации бизнеса, затем работал помощником директора ИТ-компании. Получив в 90-е самый разный профессиональный опыт, попробовав свои силы в нескольких направлениях, я понял, что гораздо интереснее, да и получается у меня лучше именно организовывать работу, нежели самому быть частью технологической, разработческой цепочки. И затем, в 2002 году, мы с моими друзьями и коллегами создали свою первую компанию, которой в прошлом году исполнилось двадцать лет.ИТ– дело молодых
Для компании двадцать лет – это много или мало? Как таковому бизнесу в современной России от силы лет 30-35. На этом горизонте, 20 – солидная цифра. Компания АСТ, несмотря на то что в ней работает около 200 человек и, конечно, она имеет свой стиль, не сильно зарегламентирована. В том числе потому, что это ИТ. Все-таки, ИТ-рынок, по большому счету, – это рынок молодых. Как правило, драйверы – это молодые люди, и они легче воспринимают новые технологии, у них больше идей. Во многих ИТ-компаниях средний возраст сотрудников около 30 лет. Но, конечно, возраст – не главный критерий при привлечении специалистов. Если говорить не об административном, а о техническом персонале, обычно мы ищем людей двух типов. Первый, довольно редкий: это системные люди, которых можно долго искать. Например, требуется специалист по искусственному интеллекту в области анализа изображений. У нас может даже не быть сейчас конкретного проекта, но, чтобы оставаться востребованными в этом сегменте рынка, такие профессионалы нам нужны на постоянной основе. Поэтому, как только их находим, обязательно приглашаем и дальше с их участием получаем новые заказы, продвигаем наши разработки. Второй и наиболее частый тип: набор персонала под проект. Здесь все просто: претенденты приходят с HeadHunter или через наш сайт, часто даже просто с улицы, проходят собеседования, тестовые задачи, испытательный срок и вливаются в коллектив. Со студентами мы тоже работаем, правда, здесь есть свои сложности. Студенту необходим наставник, а на эту роль подходят далеко не все, не все хотят, не все умеют. И возникает нюанс: если в компании эта функция не настроена, то успех может быть только совершенно случайным. Конечно, есть ребята самостоятельные, с горящими глазами, которые все могут сделать сами. Такие нужны всем, но встречаются они редко.Самое оптимальное, когда есть базовый вуз со своими лабораториями, где наши сотрудники читают образовательные курсы, ведут лабораторные работы и параллельно подбирают перспективных ребят. Студенты одновременно начинают и подрабатывать, и делать свои курсовые проекты, дипломы, постепенно втягиваясь в серьезную работу. Более того, сейчас в моем родном вузе – МИФИ – мы открываем лабораторию нашей компании, где уже целенаправленно, со студенческой скамьи, будем «выращивать» сотрудников. После обучения ребята будут приходить уже подготовленными и сразу на достойный уровень заработной платы. Важно не просто вложить необходимый уровень знаний, но и воспитать человека, который будет созвучен по духу твоей компании, с такой же, как у тебя системой ценностей, где материальная составляющая – это важная, но не единственная компонента. Там требуются люди, которые своим творчеством, порывом и тягой к новому будут развить и себя, и компанию.Будущее ИТ-рынка в России
Говоря о возможности перенасыщения ИТ-рынка специалистами, надо понимать, что айтишник айтишнику рознь, и в этой области есть широкий спектр разных специализаций. Если речь идет о разработчиках, которые создают программные продукты и решения, это люди с выраженной добавленной стоимостью в экономике. Эти специалисты создают нечто новое, у них не возникнет ситуации, как в свое время у юристов или экономистов, которых условно можно отнести к сфере обслуживания. Но даже если говорить об инженерах по информационной безопасности или инженерах служб технической поддержки, которые обеспечивают процесс, вряд ли в этой области возникнет перенасыщение. Потребность в ИТ в нашей жизни только возрастает. Но любому специалисту очень важно постоянно повышать свой технический уровень, чтобы быть в тренде, в противном случае легко оказаться маловостребованным. Что касается будущего ИТ в России, в целом я оптимист и верю, что все будет хорошо. Крутые проекты делают крутые инженеры, крутые программисты. Когда такому программисту нужно решать масштабную задачу на мировом уровне, сделать это можно только при помощи действительно серьезных технологий: новых, современных, развивающихся. Мы всегда использовали технологии, которые есть в мире. Нам было все равно, чьи они: российские, американские, корейские. Если они доступны, то мы просто брали то, что нужно. Сегодня поставлен санкционный блок по ряду технологий – доступ к средствам разработки, к обновлению этих средств, к библиотекам, к ведущим разработческим центрам, к вычислительным мощностям. Конечно, это создает огромные помехи в развитии. И для крутых программистов, с которых я начал, это повод искать другие пути, чтобы пользоваться этими технологиями. В данный исторический момент сказать конкретно, что будет дальше, я не берусь. Хочется надеяться, что наш российский сегмент ИТ-рынка будет занимать достойное место в мире. И, что важно, это будет возможно технически.В бизнесе нужно постоянно двигаться
Порог выхода на ИТ-рынок в России сегодня вполне доступен. Можно просто получить заказ на разработку нового сайта. Но тут важно понимать, что, просто делая сайты, много денег не заработаешь и особо уникальным на этом рынке не станешь. Поэтому нужно еще раскручивать сайты, проводить интеграцию с соцсетями, одновременно с этим создавать портальные решения, а там и защищенные портальные решения… Нужно постоянно двигаться и видеть конечную цель, где хочешь оказаться через несколько лет. В любом бизнесе, тем более в ИТ, предприниматель должен все время осваивать новые технологии, понимать портрет клиента, уметь правильно доносить свою ценность. Всему этому учишься в процессе работы: контактируешь с людьми, анализируешь, ищешь правильные логистические цепочки, подрядчиков, клиентов, партнеров, банк, который может финансово поддерживать. Если мне завтра позвонят и скажут: «Андрей, я знаю, что у Вас большой проект по разработке программного обеспечения и вам нужны специалисты. Готов предоставить по схеме аутстаффинга трех программистов на Python по выгодной ставке». Я отвечу: «Покупаю на год вперед». И предложу удобные условия оплаты. Все, на рынке появился новый ИТ-бизнесмен, он мне сделал продажу.ИТ-рынок – это рынок джентльменов
Ко мне регулярно обращаются за помощью и консультацией начинающие ИТ-предприниматели. Зачастую – это небольшие команды, которые, чтобы попасть на рынок, ищут сильного партнера, своего рода плечо: со связями, потенциальными инвестициями, экспертизой. Например, ребята-предприниматели в Томске разработали небольшой интересный продукт. Для развития им нужно финансирование и главное – клиентская база, чтобы протестировать продукт, сделать инсталляцию и заработать деньги. С той стартовой позиции, которая у них есть в Томске, до денег клиента потребуются годы, быстрее этот путь не пройти. А если найти партнера с деньгами, экспертизой, выходом на рынок, то можно сократить путь в разы: вместо двух-трех лет, скажем, шесть месяцев. И есть сегменты рынка, где я лично и компании, среди бенефициаров, которых я являюсь, станут хорошим катализатором. Я всегда отношусь с интересом к подобным контактам. И, хотя опыт случался разный: и удачный, и не очень, в целом, это полезное партнерство. Конечно, таким людям как я, тоже надо понимать, зачем нам это надо, но я всегда найду время, чтобы поговорить и дать совет. Тем более, что я сам много раз бывал в такой роли. Но для того, чтобы делать бизнес, важно все-таки понимать, с кем имеешь дело. Особенно, если это люди молодые, и у них еще нет опыта, наработанной репутации и они не очень понимают, что комильфо, а что нет на этом рынке. Все-таки ИТ-рынок – это рынок джентльменов, и здесь важно прочувствовать все нюансы.Самое ценное – это люди, а сила – в движении За двадцать лет работы компании АСТ случались разные ситуации: бывали и состояния близкие к банкротству, и серьезные успехи, и прорывы. Любая компания и, в частности АСТ, – это живой организм, и, если одна часть организма начинает «болеть», то всегда есть другие, которые чувствуют себя лучше. Они могут дать время «болеющей» части отдохнуть, подлечиться, перестроиться. В ИТ-компаниях, особенно проектных, таких как АСТ, самое главное – это кадры. АСТ – довольно слаженный и сильный коллектив, команда, которой могут доверять и партнеры, и клиенты. В любом деле главное – это, конечно, люди, их связи, взаимная поддержка, мотивация, умение работать в кризисные периоды и достойно переживать победы, чтобы идти дальше, а не почивать на лаврах. Все это выстраивалось годами, и даже при некоторой неизбежной ротации – дух все равно сохраняется. Наша команда верит в основателей компании, а те, в свою очередь, верят в команду. Понятно, что все мы приходим домой, в семьи, где нас поддерживают близкие, но, отдохнув, на следующий день нужно снова идти вперед. Нельзя оставаться на месте, нужно всегда двигаться. Сила – в движении.Перейти к статье: "О проектах, идеях, трендах"